Language
Сейчас в Минске   Погода в городах Беларуси

Главная Двусторонние отношения со странами аккредитации

Беларусь и страны Африки

Развитие отношений со странами Африки является важным направлением многовекторной политики Республики Беларусь на международной арене.

На сегодняшний день Республика Беларусь имеет свои дипломатические представительства в Египте, Нигерии, Кении и ЮАР. В то же время белорусские послы в указанных государствах аккредитованы и в других странах региона по совместительству, т.е., имея резиденцию в одном государстве, они выполняют свои функции в нескольких странах.

Так, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь в ЮАР Александр Дмитриевич Сидорук аккредитован по совместительству в Анголе, Зимбабве, Мозамбике и Намибии. Ведется постоянная деятельность по расширению дипломатического присутствия Республики Беларусь на африканском континенте.

Схожесть интересов, подходов к решению международных проблем, а также реализуемых задач социально-экономического развития способствует углублению всестороннего сотрудничества Республики Беларусь со странами региона. Важную роль в налаживании взаимовыгодного партнерства играет стабильное социально-экономическое положение Беларуси.

Развитие всего комплекса отношений с государствами африканского региона направлено на укрепление политического взаимодействия, упрочение взаимовыгодного торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества. В этой связи все большее значение приобретает «экономическая дипломатия».

Ключевым направлением сотрудничества Республики Беларусь с государствами Африки в торгово-экономической сфере является расширение экспорта продукции белорусского производства. Ведется системная работа по освоению новых рынков на африканском континенте. В перечне продвигаемых на эти рынки товаров преобладает экспорт промышленной продукции – автомобили, тракторы, сельхозтехника, продукция нефтехимии – шины и волокна, удобрения. Актуальной задачей является дальнейшая диверсификация поставок и наращивание объемов хорошо зарекомендовавшей себя продукции.

Беларусь успешно развивает отношения с государствами Африки по линии различных универсальных международных организаций, прежде всего ООН, а также в рамках Движения неприсоединения. Регулярно осуществляемый обмен визитами на высоком уровне позитивно влияет на развитие двустороннего сотрудничества со странами региона.

Имеет четкую тенденцию к дальнейшему расширению сотрудничество в образовательной и научно-технической сфере. Перспективными представляются развитие контактов в области туризма и культуры, активизация межмуниципальных и межрегиональных связей, создающих климат доверия, открытости и партнерского взаимопонимания.

Потенциал и перспективы развития сотрудничества Беларуси со странами Африки весьма значительны. Республика Беларусь с оптимизмом смотрит в будущее многоплановых отношений с государствами региона. Их углубление отвечает интересам как Беларуси, так и наших зарубежных партнеров.

Южно-Африканская Республика и другие страны Юга Африки сейчас находятся в особом геополитическом и геоэкономическом положении. Этот регион мира представляет особый интерес для расширения торгово-экономических связей Беларуси в силу целого комплекса обстоятельств. Таких, например, как:

- относительная приближенность к Беларуси (размещены значительно ближе, чем, скажем, Австралия, Новая Зеландия и латиноамериканские страны);

- невысокий уровень технологического развития большинства из государств этого региона позволяет предложить им широкий ассортимент промышленной продукции белорусских предприятий;

- позитивное отношение к странам бывшего СССР на фоне исторических «обид» на Запад;

- проблемы социально-экономического развития, которые могут быть решены с привлечением возможностей и знаний, накопленных Беларусью.

Причем Африка интересна для нашей страны не только, как рынок сбыта, но и как дополнительный источник получения необходимых ресурсов и товаров. Так, Беларусь может получать из стран этого континента многие виды сельскохозяйственной продукции тропического происхождения, мясные и морепродукты, редкие полезные ископаемые, а также набираться опыта в самостоятельном освоении месторождений отдельных минералов, необходимых отечественной промышленности.

Проводимые многими африканскими странами крупные инфраструктурные программы и проекты, при соответствующей политической поддержке со стороны руководства этих стран, могут стать потенциальными объектами приложения знаний, технологий и опыта белорусских компаний, в том числе и в сфере услуг.

Следует отметить, что интеграционная тенденция начала все больше прослеживаться также и на африканском континенте. Во многом это обусловлено тем, что после продолжительного периода повсеместных кризисов, войн и конфликтов, в большинстве африканских стран сформировались относительно устойчивые политические системы и к власти пришли элиты, ориентированные на поступательное национальное развитие.

На этом фоне особенно выделяется Сообщество развития Юга Африки – САДК.

САДК – это торгово-экономический союз (зона свободной торговли) стран Юга Африки, который был создан в 1992 году на базе Конференции по координации развития Юга Африки. В настоящее время САДК объединяет 15 государств: Ангола, Ботсвана, Замбия, Зимбабве, ДРК, Лесото, Маврикий, Мадагаскар, Малави, Мозамбик, Намибия, Свазиленд, Сейшелы, Танзания, ЮАР.

Как видно из состава этой региональной организации, САДК является объединением государств, наиболее стабильных по сравнению со странами других регионов Африки.

Данное обстоятельство способствует тому, что правительства государств-членов САДК начали вести скоординированную работу по стратегическому планированию и поступательной реализации целей развития региона в целом.

САДК динамично развивается и, по оценкам международных экспертов, в ближайшие 10-15 лет может стать серьезным экономическим блоком с емким и растущим рынком. Кроме того, учитывая наличие человеческих ресурсов (около 257,7 млн. человек), динамично развивающийся экономический потенциал (суммарный ВВП – 920 млрд. долл. США, прирост ВВП только в 2011 году по всем странам САДК, несмотря на глобальный финансово-экономический кризис, составил около 5%), территориальных и природных ресурсов, этот блок сможет составить достойную глобальную конкуренцию.

Бесспорными основой и локомотивами экономического развития САДК являются ЮАР.

Причем ЮАР – естественный лидер всего африканского континента. Южно-Африканская Республика обладает не только самой развитой экономикой (ВВП составляет более 550 млрд. долл. США), но и наиболее устойчивой политической и социальной системами в Африке. Эти обстоятельства позволяют ЮАР играть активную и влиятельную роль не только в региональном интеграционном строительстве, но и решении широкого круга пан-африканских проблем, быть «экономическими воротами на Черный континент».

Именно поэтому, в плане стратегического планирования по расширению рынков сбыта предлагается наибольшее внимание обратить именно на ЮАР и этот региональный блок.

Для решения этой задачи, требуется особый подход с учетом всех особенностей региона.

Анализ социально-экономического положения государств-членов САДК показывает, что практически все указанные страны объединяют одни и те же приоритеты национального развития, обусловленные крайней необходимостью создания полноценно функционирующих базовых секторов экономики, которые в свою очередь позволят решать такие острые социальные проблемы как бедность, безработица, безграмотность, низкое качество жизни.

С учетом стратегических национальных приоритетов государств САДК важность для интересов Республики Беларусь в данном регионе представляют:

- промышленность и промышленная кооперация;

- сельское хозяйство (весь комплекс вопросов, связанный с ним);

- энергетика (строительство новых и модернизация старых энергетических мощностей);

- развитие инфраструктуры (дороги, мосты, порты, жилищное, социальное и промышленное строительство);

- добыча полезных ископаемых;

- транспорт (особенно железнодорожный) и другие.

Беларусь обладает целым рядом потенциальных конкурентных преимуществ, которые могут и должны использоваться в ходе работы по освоению рынка Юга Африки:

- многоотраслевой промышленный комплекс, готовый предложить широкий ассортимент востребованной в Африке продукции, особенно, по критерию «цена – качество»;

- развитое сельское хозяйство и «ноу-хау» в реформировании аграрного сектора, достижении национальной продовольственной безопасности;

- значительный научно-технический и образовательный потенциал, в котором также нуждаются страны Африки.

При этом, эти национальные преимущества усиливаются в свете участия нашей страны в Таможенном союзе Беларуси, Казахстана и России.

Как показывает практика, белорусская сложнотехническая продукция в африканских странах может быть весьма востребована, так как обладает неоспоримым преимуществом по критерию «цена – качество».

Вместе с тем, традиционные схемы продаж таких товаров в Африке малоэффективны. Необходимы гибкие подходы в плане ценовой политики, форм и схем оплаты. Если в самой развитой на африканском континенте стране – ЮАР – и есть необходимые финансовые средства для покупки белорусской колесной, тракторной, дорожно-строительной и другой специальной техники на предлагаемых белорусскими производителями условиях, то у других такой возможности нет.

Немаловажным фактором эффективного продвижения белорусских товаров на южноафриканском рынке является открытие коммерческих представительств крупных предприятий Беларуси в странах региона, инвестирование средств в создание дилерских и сервисных сетей, рекламу.